Фото: Игорь Подгорный

 

Фото www.indiewire.com

 

Гнездо казарки. Фото: Илья Уколов

 

Птенцы казарки. Фото: Ольга Покровская

 

Миграция казарок, Дания. Фото: Светлана Ткач

 

Рождение казарок. Средневековая гравюра

 

 

Казарка на гнезде. Фото: Илья Уколов

 

Остров Колгуев. Фото: Ольга Смирнова

 

Казарки на острове Колгуев. Фото: Дмитрий Дешевых

 

Казарка с птенцами. Фото: Н.Б. Конюхов

Пух белощекой казарки – самый редкий дикий пух в мире

На протяжении многих столетий гагачий пух был единственным видом пуха из гнёзд диких птиц, который люди научились собирать, обрабатывать и использовать. Но всего несколько лет назад люди сделали открытие: оказывается, в гнезде ещё одной дикой птицы есть пух, который обладает такими же свойствами, как гагачий. Это пух белощекой казарки – небольшого изящного гуся, в окраске которого сочетаются черный, белый и серебристый цвета.

Пух белощёкой казарки происходит из самых отдалённых, пустынных и труднодоступных мест Арктики. Ежегодно собирают всего несколько десятков килограммов пуха казарки, что очень мало в сравнении с гагачьим пухом, урожай которого исчисляется тремя с лишним тоннами в год. Пух белощёкой казарки – самый редкий наполнитель, который собирают, обрабатывают и продают на мировом рынке.

 

Такие разные птицы, такой схожий пух

Всё, что относится к пуху гаги, можно сказать и о пухе белощёкой казарки. Его также берут только от живых птиц, которым не причиняется никакого вреда. Этот пух также возникает только у взрослых самок, только на одном участке живота, из которого птица сама выщипывает пух, чтобы выстлать им гнездо. Поэтому, как и в случае с гагой, это полностью зрелый, однородный пух. Этот пух нельзя собирать круглый год, он появляется у птицы только во время сезона гнездования. И пушинки пуха казарки также хорошо сцепляются между собой, как и пушинки гагачьего пуха.

Удивительное сходство, ведь казарка – гусь, а гага – утка, казарка питается растениями, а гага – морскими беспозвоночными и рыбой. Но обе эти птицы гнездятся в Арктике, и их пух приобрёл сходные свойства.

 

Пух гаги (слева) и казарки (справа)

 

Загадочная казарка

Почему люди так долго ничего не знали о пухе казарок? Потому что до самого недавнего времени европейцы видели казарок только во время зимовок и миграций. Но никто не знал, где они размножаются, никто не видел гнёзд и птенцов казарки!

В Средние века считалось, что казарки появляются на свет из упавших в воду плодов деревьев, растущих на морском берегу. По другой версии казарки зарождались под водой, в раковинах рачка, который называется “морская уточка”. Название этого рачка, «barnacle», стало названием казарки на английском языке, Barnacle goose. Благодаря этим легендам считалось, что мясо казарок можно есть во время Великого поста, ведь оно не животного происхождения.

Но на самом деле, казарки размножались, как и все птицы, только делали это в далеких, труднодостижимых краях: в Российской Арктике, на Шпицбергене и в Гренландии. К тому же казарки устраивали гнезда на недоступных скалистых обрывах, спуск птенца к воде с такого обрыва выглядит настоящим чудом.

 

Ближе к людям

В конце XX века, благодаря охране и, возможно, изменениям климата, численность белощёких казарок начала возрастать, а область их распространения увеличиваться. Новые колонии казарок стали гнездиться уже не на скалах, а на приморских лугах и песчаных дюнах. Тогда люди и обратили внимание на их нежный светло-серый пух. Но добраться до мест массового гнездования белощёкой казарки до сих пор остаётся сложной задачей.

Казарки острова Колгуев

В Северном Ледовитом океане, на востоке Баренцева моря, в 80 км от материка лежит остров Колгуев. Его называют островом гусей, здесь гнездится около трети общеевропейской гнездовой популяции белолобого гуся, тундрового гуменника и белощекой казарки. Высокая численность гусеобразных на Колгуеве не имеет аналогов более нигде в Арктике. На Колгуеве  располагается крупнейшая в мире колония белощеких казарок – около 40 000 гнёзд.

 

Сбор пуха на Колгуеве

«Арктическая пуховая компания РУ-ИС» начала коммерческий сбор пуха белощёкой казарки на острове Колгуев в Баренцевом море в 2019 г.

В сборе пуха казарки компания соблюдает правила, установленные властями для соблюдения экологичного подхода. Местные власти выдают разрешение на сбор пуха, в котором строго обозначены участки и сроки сбора, по окончании работы предоставляется отчёт. В экспедиции по сбору пуха обязательно принимают участие профессиональные орнитологи, которые контролируют процедуру сбора и оценивают её влияние на жизнь птиц. На основании отчётов орнитологов местные власти рассматривают возможность и условия выдачи последующих разрешений на сбор пуха.

Пух белощёкой казарки собирают после того, как птенцы вылупились из яиц, самка с птенцами покинула гнездо и увела выводок в поисках более богатой пищи. Пух забирают из оставленных гнезд, чтобы не причинять птице какого-либо беспокойства.

 

Трудности и радости экспедиции

Сбор пуха казарки требует снаряжения дорогостоящей экспедиции в отдалённые и пустынные районы Арктики. Большая подготовка требуется перед длинной и трудной поездкой. Тщательно подобранная экспедиционная команда проводит долгие дни в полевой работе. На острове Колгуев нет причала, людей, оборудование и собранный пух приходится перевозить многочисленными рейсами маленькой резиновой лодочки, идущей по двухметровым волнам от песчаного берега острова к экспедиционному судну.

Однако, арктическая природа вознаграждает участников экспедиции чудесной дикой природой, встречами с самыми разными животными, а также необычными ландшафтами и растительностью.

 

Очистка и экспорт пуха казарки

В природе пух казарки загрязнён гораздо сильнее, чем пух гаги, поэтому его очистка требует специальных технологий. Йон Свейнссон, владелец фермы Miðhús и совладелец Арктической пуховой компании РУ-ИС, адаптировал своё эксклюзивное оборудование для чистки гагачьего пуха, приспособив его для чистки пуха белощекой казарки, и тем самым стал первым, кому удалось успешно обрабатывать и мыть этот деликатный дикий материал.

Это позволило Арктической пуховой компании РУ-ИС превратить пух казарки в предмет экспорта, в редчайший из всех коммерческих типов пуха и пера, используемых для набивки предметов, которым торгуют на мировом рынке. В настоящее время пух белощекой казарки используется в одеялах в Японии, которые продаются наряду с традиционными одеялами, наполненными пухом гаги, и находятся с ними в одном ценовом диапазоне.

Арктическая пуховая компания РУ-ИС располагает собственным цехом для обработки дикого пуха. Цех регулярно проходит проверку ветеринарными органами. Цех соответствует требованиям Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Белощёкие казарки с птенцами на острове Колгуев. Фото: Дмитрий Дешевых

Photo by Igor Podgorny

 

Photo by www.indiewire.com

 

Barnacle goose nest. Photo by Il’ya Ukolov

 

Barnacle goose chicks. Photo by Ol’ga Pokrovskaya

 

Barnacle goose migration, Denmark. Photo by Svetlana Tkach

 

The birth of barnacle goose. A Middle Age engraving.

 

Barnacle goose on her nest. Photo by ИIl’ya Ukolov

 

Kolguyev Island. Photo by Ol’ga Smirnova.

 

Barnacle geese on Kolguyev Island. Photo by Dmitry Deshevykh

 

Barnacle goose with chicks. Photo by N.B. Konyukhov

Barnacle goose down is the rarest wild down in the world

For many centuries eider down was the only down from the nests of wild birds that people learned to harvest, clean and use. But only a few years ago it was discovered that another wild bird has down with the same properties as that of the eider. It is the down of the barnacle goose – a small elegant bird coloured black, white and silver.

Barnacle goose down comes from the most remote, deserted and inaccessible places of the Arctic. The yearly harvest of this down is only several dozen kilograms, which is very little compared to eider down, of which over three tons are collected annually. Of those harvested and sold on the international market, the barnacle goose down is the rarest filler.

 

The birds are so different but their down is so similar

All that was said about the eider down applies to the barnacle goose down as well. It is also obtained from live birds that were not harmed in any way. This down also forms only on the bodies of adult females and only on one part of their bellies from where the bird herself plucks it in order to line her nest. For this reason, the same as with the eider, it is a fully mature down of uniform quality. This down cannot be harvested around the year but forms only during the nesting season. Particles of the barnacle goose down cling together as well as pieces of the eider down do.

This similarity is surprising because one bird is a goose while the eider is a duck. The barnacle goose eats plants while the eider feeds on marine invertebrates and fish. Both of these birds, however, nest in the Arctic, and that is what made their down similar.

 

Eider down (left) and barnacle goose down (right)

 

Mysterious barnacle goose

Why have not people been aware of the barnacle goose down for such a long time? It is because, until very recently, the Europeans would see the barnacle goose only during wintering and migrations. No one knew where they nest, and no one has ever seen the barnacle goose nests or chicks!

In the Middle Ages the barnacle goose was thought to originate from the fruits of the trees growing by the sea. Another version had the barnacle goose come from the water, from the shells of crustaceans called “sea ducks”. The name of this crustacean, “barnacle”, became the name of the bird in English. Because of these legends, the barnacle goose meat was considered suitable to eat during the Great Lent since it was of non-animal origin.

But in reality the barnacle goose would breed the way all the birds do it but in the remote and not easily accessible regions of the Russian Arctic, on Svalbard and in Greenland. Also, the barnacle goose would build its nests on hard-to-reach cliffs, making the descent of the chicks to water look like a real wonder.

 

Closer to people

By the end of the 20th century thanks to protection and, perhaps, climate change, the number of barnacle geese started increasing, and their range expanding. New nesting colonies started forming not on cliffs but on maritime meadows and sand dunes. That’s when people have noticed their gentle light gray down. Still, getting to the places where the barnacle geese nest remains challenging.

Kolguyev Island barnacle geese

Kolguyev Island is located in the Arctic Ocean, east side of the Barents Sea, 80km from the mainland. It is called an island of geese because about one-third of the total European population of the white-fronted goose, bean goose and barnacle goose nest there. There is no greater density of goose nests anywhere else in the Arctic. Kolguyev Island has the word’s largest colony of the barnacle geese, with about 40 000 nests in it.

 

Down harvesting on Kolguyev

In 2019 the Arctic Down Company RU-IS began the commercial harvesting of the barnacle goose down on Kolguyev Island in the Barents Sea.

In harvesting the barnacle goose down the company observes the rules established by the authorities to assure the ecological approach to the process. Local government issues the collection permit that clearly indicates where and when the down is to be harvested. After harvesting a report is submitted. Down harvesting expedition always includes professional ornithologists who monitor the process and evaluate its effect on the birds. Based on the ornithologists’ report local authorities consider the possibility of issuing subsequent permits and the conditions on which they are given.

The barnacle goose down is harvested after the eggs have hatched and the female with chicks has left the nest and took her brood out in search of richer food. Down is taken from abandoned nests in order not to in any manner trouble the bird.

 

Difficulties and joys of the expedition

The harvesting of the barnacle goose down requires an expensive expedition to remote and desolate areas of the Arctic. This hard and long trip needs extensive preparation. The carefully selected expedition crew spends long days doing fieldwork. There is no pier on Kolguyev Island so people, equipment and down have to be carried by a small rubber boat from the shore of the island to the expedition vessel through two-meter high waves.

The Arctic, however, rewards the expedition participants with the exposure to wonderful wild nature, the opportunity to meet a variety of animals and observe unusual picturesque landscapes and vegetation.

 

Cleaning and exporting barnacle goose down

The barnacle goose down as found in nature has much more impurities than the eider down, and its cleaning requires special technology. Jon Sveinsson, the owner of the Miðhús Farm and a co-owner of the Arctic Down Company RU-IS has adapted the eider down cleaning equipment of his construction to be used for cleaning the barnacle goose down, thus becoming the first person to successfully clean and wash this delicate natural material.

This allowed the Arctic Down Company RU-IS to turn the barnacle goose down into an article of export, into the rarest of all commercially available types of down and feather used as a filler. Presently the barnacle goose down is used in Japan for stuffing blankets that sell alongside with eider down stuffed ones and in the same price range.

The Arctic Down Company RU-IS owns the facilities for processing wild down. The facility meets the requirements of the Federal veterinary and phytosanitary services.

Barnacle geese with chicks on Kolguyev Island. Photo by Dmitry Deshevykh